МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 25 ГОРОДА МАКЕЕВКИ"

МБОУ "ОШ № 25"

Группа продлённого дня

Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов.

Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.

1.    «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.

2.    «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.

3.    «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:

·         что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?

·         что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).

·         что изменилось в нашем кружке. (Дети садятся в кружок, один человек закрывает глаза. Ведущий дает знак, и два человека меняются местами. Надо найти изменения.)

1.    «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.

2.    «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.

3.    «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:

·         по росу;

·         по цвету волос (от светлого до темного);

·         по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;

·         по дате рождения и т. п.

Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.

Занятия на развитие мыслительных способностей.

1.    Придумать слова с заданной буквой:

·         начинающиеся на букву «А»;

·         оканчивающиеся на букву «Т»;

·         имеющие в середине «ЧК»

1.    Перечислить объекты с заданным признаком:

·         белого (зеленого, красного) цвета;

·         прямоугольной (круглой) формы.

1.    Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».

2.    «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т: «На кресле – книга и тетрадь», «На крыше кирпичная труба»)

Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.

 

Занятия на тренировку памяти.

1.    «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).

2.    «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).

3.    По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.

 

Занятия на развитие воображения

1.    «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист сворачивают пополам. На что похожа получившаяся из краски фигура?

2.    «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.

3.    «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т.д.

4.    «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят.

5.    «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).

 

Игры на развитие коммуникативных способностей

1.    «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.

2.    «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т.д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».

3.    «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы по четыре человека, каждая группа договаривается, что будет рисовать. Каждый ученик рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.

 

Игры на развитие чувственной сферы детей

1.    «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.

2.    Игра с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверей в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости).

3.    «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения.

 

Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.

Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:

1.    «Что у меня не получается и что у меня получается».

2.    «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу ещё».

3.    «Что я люблю».

4.    «Совместный рассказ».

Все эти игры не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.

 

Методы воспитательной работы в группе продлённого дня

       Выбор школьного продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей неслучаен. Он располагает более совершенными методами и средствами воздействия на процесс становления личности школьника, которые отвечают современным социальным требованиям. Продленный день - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы. Но реализуется он лишь при условии высокой организации работы групп продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи - дело весьма сложное. Оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя. Специфические условия групп продленного дня позволяют увеличить эффективность воспитательного воздействия.

Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанниками педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие и стимулирующие. Первые являются основными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической деятельности. Вторые методы позволяют производить коррекцию ее, а третьи по мере надобности стимулируют ее протекание в заданном направлении. К созидающим методам, опирающимся на сознание детей, относятся метод убеждения и метод упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии.

Метод убеждения - это способ воздействия словом и делом на сознание и поведение человека. В перечне приемов убеждения центральное место занимает объяснение, выступающее в таких разновидностях, как рассказ, повествование, описание, ознакомление, наставление, сообщение. В тесной связи с объяснением находится разъяснение, проявляющееся иногда в пояснении, выяснении, рассуждении.

В целях убеждения учащихся в необходимости того или иного действия воспитатели пользуются таким приемом, как совет. Четко изложенные рекомендации, пожелания - таковы его основные проявления.

Очень близко к нему примыкают просьба и приказ. Требования к ученикам в первом случае высказываются в мягкой, а во втором - в категорической просьбе (форме).

Особое положение занимает такой прием убеждения, как пример, включающий в себя приказ, демонстрацию или иллюстрацию. Широко используется воспитателем также прием оценочной характеристики деятельности детей.

Метод упражнения всегда опирается на осознанное восприятие учениками действительности. Это способ воздействия на детей с помощью организации их самостоятельной деятельности в сочетании со словом педагога. Среди приемов, относящихся к методу упражнения, необходимо, прежде всего, выделить просьбу, приучение и испытание.

Метод внушения, противостоящий методу убеждения. - это способ воздействия на объект воспитания словом и делом, не требующий или преднамеренно исключающий осознанное понимание воспитанником выполняемых действий

К стимулирующим методам воздействия относятся методы поощрения и наказания.

Метод поощрения - это способ, воздействующий на сознание и поведение детей средствами, стимулирующими продолжение той или иной деятельности.

Среди приемов поощрения известны доверие, одобрение, воодушевление, похвала, награда.

Метод наказания - это способ воздействия на сознание и поведение детей средствами торможения. Воспитатели проявляют обычно такие приемы: замечание, порицание, осуждение, выговор.

Задача воспитателя группы продленного дня - пробудить в каждом ребенке скрытые в нем силы и возможности, направляя их, в свою очередь, на путь самовоспитания.

Самовоспитание как метод включает в себя самоубеждение, самоуправление, самопоощреиие, самонаказание. При умелом руководстве со стороны педагога этот метод стоит в ряду наиболее активных и действенных методов воспитания.

Весь режим жизни и деятельности учащихся начальных классов на уроках и в группах должен представлять единое целое, четкую систему, включающую в себя уроки, общеразвивающие внеурочные занятия с детьми на воздухе и в помещении и самоподготовку, чередующиеся в строгом соответствии с требованиями школьной гигиены.

Непременным условием такого систематизированного подхода к организации учебно-воспитательной работы в режиме продленного дня является планирование. Сначала составляется годовой план, затем по четвертям, план на неделю. Совместно с завучем составляется недельное расписание занятий.

 

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ